Мультимедиа-студия 'Март'

 интернет-магазин | статьи | наши работы | о компании 

Как рассказать о картине

Прошли десятилетия с тех пор, как в нашу жизнь вошла вычислительная техника, и все это время тема «компьютер и живопись» находится в центре внимания. Молодежь уже не застала то время, когда одним из символов компьютерной эры стала Джоконда, выведенная на принтер в виде набора цифр, разбросанных по листу бумаги. Техника становилась все более сложной, появились персональные компьютеры, цветные мониторы с большим размером экрана.

Уже давно в ведущих музеях работают сканеры, позволяющие оцифровывать уже не только репродукции, но и сами художественные шедевры. Но до сих пор далеко не всем очевиден ответ на вопросы: «Как соотносится компьютерное изображение с художественным оригиналом?», «Какого результата мы хотим добиться, «загоняя» живописное произведение в компьютер?». Художественное направление мультимедиа не может существовать, не имея ясной позиции по этому поводу.
Прежде всего, ни при каких обстоятельствах компьютерное изображение не может стоять в одном ряду с шедеврами живописи. То, что мы видим на экране, не воспроизводит в полной мере ни цвета оригинала, ни фактуры, ни особенностей живописной техники. Это может быть всего лишь репродукцией хорошего качества, гораздо лучшего, чем в традиционных полиграфических изданиях. Репродукция всего лишь замещает картину для тех, кто не может увидеть оригинал.
Почему же так популярны в мире электронные издания, посвященные теме живописи? Наверно, дело в том, что компьютерная репродукция представляет собой удобную модель, с помощью которой можно изучать произведения искусства. Имея возможность трансформировать изображение на экране компьютера, можно разглядеть детали, разобраться в композиции, выделить смысловые акценты. Когда мы в зале музея слушаем хорошего экскурсовода, который делится с нами своим знанием о картине, нам приходится мысленно представлять себе то, о чем говорит гид. Вот, например, «Даная» Рембрандта. Нам говорят: «На первой редакции картины положение фигуры на заднем плане было иным, а затем художник изменил композицию и открыл пространство для золотого свечения». Но где же взять эту первую редакцию, восстановленную по рентгенограмме? Только вообразить, как она выглядела. А хотелось бы не просто поверить, что на первой редакции все было по-другому, – а увидеть это своими глазами. К сожалению, мы лишены такой возможности, когда стоим перед живописным полотном. Другое дело – если перед нами экран компьютера. Создатели программы могут проиллюстрировать самые разные положения рассказа искусствоведа, последовательно изменяя репродукцию в соответствии с логикой рассказа. Для разбора сюжета и композиции картины могут использоваться и другие цифровые репродукции или их фрагменты. Существует бесконечное разнообразие приемов сравнительного анализа изображений, и все они работают на экране, позволяя проникнуть в замысел художника. Чем больше известно специалистам о той или иной картине, тем эффективнее компьютерные инструменты, позволяющие создателям мультимедийного художественного альбома раскрыть секреты живописного полотна.
Можно заключить, что мультимедиа-технологии позволили создать новое направление научно-популярных изданий, знакомящих массового зрителя с шедеврами живописи. Мировым лидером в этом жанре традиционно считается Франция, но и у российских музеев накоплен немалый опыт представления своих коллекций. Это касается и Эрмитажа, рассказавшего о таких шедеврах, как «Благовещение» ван Эйка или та же «Даная», о знаменитом собрании импрессионистов. Есть также немало изданий, посвященных русским художникам, представленным в Русском музее, Третьяковской галерее и других художественных музеях России.