Мультимедиа-студия 'Март'

 интернет-магазин | статьи | наши работы | о компании 

Ошибко-грамотные

Если неосторожно попытаться почитать специальную педагогическую литературу или послушать дискуссию специалистов, то можно узнать, что главным понятием в сегодняшней школе является стандарт. Точнее говоря, стандарты: Федеральные государственные стандарты образования (ФГОСы). Для каждой ступени – свой стандарт, есть такой и для начальной школы. Приняли стандарты недавно, и многие учителя ими недовольны. Утверждается, что переход на новые стандарты породил множество проблем, из которых учить детей стало труднее.
Стоп! Не стоит поддаваться на эти разговоры и пытаться понять, что же такого вредоносного они принесли. Обсуждать высокие материи -- дело жрецов от педагогики, а нам нужно уметь разбираться в практических делах.
В двух словах: основой новых стандартов является представление о том, что школа не столько должна давать сумму сведений для заучивания, сколько формировать способность применять полученные в школе знания и практические умения. Уметь применять – это же хорошо. Тут мы, наверно, не против. Пошли дальше.
А чему, собственно говоря, учила начальная школа раньше, до появления новых стандартов? Давайте припомним, как это было: знать в начальной школе требовалось не так уж много. Предметов мало, почти все преподает один учитель. Нет такого деления на математику, русский язык, историю и прочее, как это будет потом, в основной и старшей школе. А раз нет предметов, то и результаты обучения не предполагают большого объема предметных знаний. Так было, так остается и при новых стандартах.
Упрощенно говоря, начальная школа, главным образом, всегда учила разным умениям: читать, писать, считать… Что читать? В общем, почти неважно, что именно, лишь бы свободно читали. А писать? Тоже не столь существенно, о чем напишут. Вот, например, хорошая тема: “Как я провел лето”... Главное – умение излагать свои мысли не только в устной, но и в письменной форме. А перечень целей можно дополнить другими умениями: научиться рисовать, лепить, мастерить, пользоваться компьютером. В общем, выпускник начальной школы должен многое уметь. А еще понимать, как устроена школьная жизнь, свободно в ней ориентироваться. А из предметов, где надо что-то выучить, есть “окружающий мир” -- понемногу обо всем (вместо старого природоведения). Вот, собственно говоря, русский язык, математика и “окружающий мир” -- три предмета, которые сама школа считает главными в начальной школе. Именно по ним проверяют успешность обучения в ходе так называемых Всероссийских проверочных работ. Это такие первые экзамены, их проводят в третьем-четвертом классе. А все остальные предметы находятся в начальной школе где-то на периферии.
Подытожим: в начальной школе каждый должен приобрести очень важные умения: овладеть устной и письменной речью на родном языке, научиться считать и познакомиться с базовыми математическими понятиями, включить в свой кругозор представление о живой природе и общественной жизни. Нельзя сказать, что это сильно отличается от того, чему учили предыдущие поколения школьников. Учат, вроде бы, все тому же, что и раньше, а результаты, похоже, получаются не блестящие. Чем тут можно помочь?
Давайте попробуем начать с русского языка. Многие жалуются, что дети неграмотно пишут и плохо читают. На обывательском уровне принято считать, что неграмотность среди школьников обусловлена общими негативными тенденциями: снижением квалификации педагогического корпуса, психологическими проблемами детей, вредным влиянием электронных гаджетов и Интернета, отвлекающих от учебы, и пр. В ход пошли пугающие ученые слова: дислексия и дисграфия, трактующие обычную неграмотность чуть ли не как симптомы некоего заболевания. Однако есть эксперты, которые с такими объяснениями не согласны и считают, что учителя просто не справляются со своим делом.
Например, одна из ведущих петербургских специалистов Л.А. Ясюкова прямо связывает плохие результаты школьников с используемой сегодня методикой обучения русскому языку. Нет необходимости пересказывать полностью критические выступления эксперта (они доступны в Интернете), для наших целей достаточно вкратце изложить суть проблемы.
Сегодня преподавание русского языка на начальной ступени строится на основе так называемого фонетического подхода. Его суть в том, что основное внимание уделяется правильному произношению слов. Акцент делается на изучении звуков, а не букв, и первые попытки записи слов основываются не на их правильном - с точки зрения орфографии – написании, а на их звучании.
Ребенок видит в учебнике и повторяет в своей рабочей тетради такие слова, как, например, «зайац» или «иожык». Что-то вроде транскрипции. В результате слово у таких детей ассоциируется с визуальным образом звуковой, а не буквенной записи. Фонетический образ слова закрепляется выполнением разнообразных упражнений. Поэтому в сознании ребенка слово «выглядит» так, как произносится, а не так, как пишется.
Понятно, что читать обычную буквенную, а не звуковую запись детям становится труднее, писать, соблюдая нормы грамматики, – тем более. Итак, на начальном этапе обучения создаются искусственные преграды для свободного чтения и грамотного письма. Последствия могут оказаться необратимыми: переучиваться всегда труднее. Ребенок неграмотно пишет – это еще полбеды, скажем мы, скрепя сердце. Главное – ему трудно читать и понимать тексты, в том числе, учебные. Понятно, что это сразу же начинает самым негативным образом сказывается на результатах всего школьного обучения, которое просто немыслимо без устойчивых читательских навыков.
Неужели никого не волнует, что дети плохо читают? Конечно, волнует, но и здесь педагогика настаивает на фонетическом методе. Оценивается, прежде всего, техника чтения вслух (скорость, выразительность), а не способность правильно понимать содержание прочитанного. Просто заставляют читать вслух -- “на скорость”. Как правило, это художественный текст. Каждый может попробовать и убедиться, что произнесение текста "с выражением" вовсе не способствует лучшему пониманию содержания. Формально все хорошо: технику чтения проверили, но по сути этого недостаточно. Важно все же, чтобы дети понимали прочитанное. И обращать внимание следует не только на художественное чтение. Чтобы могли хотя бы разобраться, что написано в учебнике. А вот этому школа почему-то не уделяет должного внимания. А как же после этого учиться?
Похоже, тут есть проблема, которую школа то ли не хочет, то ли не может решить. Как поступить в такой ситуации? Можно писать критические статьи и требовать пересмотра методики обучения. Но оценка педагогических концепций -- все-таки задача специалистов. Да и потом, быстро пересмотреть подходы к обучению в масштабах всей страны просто невозможно, даже при все желании. А нам ведь нужно сейчас, пока дети еще не выросли неграмотными. Может быть, можно помочь сегодняшним школьникам, не вступая в дискуссию со школьной педагогикой, а пытаясь ее дополнить -- в интересах ребенка?
Еще раз: нам важно, чтобы дети научились свободно читать и грамотно писать. Если, как предполагает Л.А. Ясюкова, проблема в том, что у детей не сформирован правильный визуальный образ слова, тогда речь должна идти не о заучивании правил, а о практической тренировке в письме. Когда мы пишем, мы создаем образ слова и запоминаем его. Потом, при чтении, мозг “узнает” знакомые образы, благодаря чему информация считывается без усилий. Внимание сосредоточено не на узнавании слов, а на смысле прочитанного. Привычностью словесных образов родной язык отличается от иностранного в плане легкости и быстроты восприятия содержания текста. Если же детям эти образы незнакомы, то они и учебный текст не воспринимают как написанный на родном языке.
Когда ребенок пишет слово, возникает так называемая “память руки”. Рука привыкает, к тому, как она пишет, а взгляд -- в случае ошибки -- быстро обнаруживает, что слово “странно выглядит”. Значит, чтобы научиться правильно видеть слово, нужно просто тренироваться в письме. Приучить смотреть на написанное и исправлять ошибки. Что ж, такая тренировка, наверняка, полезна, но кто же будет проверять, как ребенок справляется с заданием? Учителя ведь жалуются, что им некогда. Но и у родителей, конечно, тоже нет времени сидеть рядом и смотреть, как ребенок пишет строчку за строчкой в своей тетради.
Постойте! А почему, собственно говоря, нужно писать именно в тетради? Есть же компьютер. Да он сам еще и проверить может, правильно ли выполнено задание...